ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
по внедрению обязательного социального медицинского страхования в РК
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
В чем необходимость внедрения ОСМС? |
Глобальные вызовы для системы здравоохранения (рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения) приведет к увеличению расходов здравоохранения. Уровень финансирования здравоохранения в РК чрезвычайно низок – на уровне 3,5% от ВВП, по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП). Кроме того, принцип солидарной ответственности, предусмотренный Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, до сих пор не реализован. В международной практике внедрение обязательного медицинского страхования отвечает вышеуказанным вызовам и обеспечивает финансовую устойчивость системы. С введением ОСМС общие расходы на здравоохранение в % от ВВП возрастут, что поможет обеспечить высокий уровень качества и доступности медицинских услуг. Диверсификация источников финансирования и увеличение объемов финансирования, в целом, позволит подкрепить цели по достижению уровня жизни стран ОЭСР реальными действиями. |
2 |
Опыт каких стран учитывался при выборе модели ОСМС в РК? |
Был изучен международный опыт с привлечением специалистов Всемирного банка и независимых международных экспертов, непосредственно занимающихся вопросами медицинского страхования в странах со схожей системой здравоохранения. Модель ОСМС в РК формировалась на опыте классической Германской модели, Российской Федерации (как близкой по нормативному полю и менталитету страны), Литвы и стран Восточной Европы – Словакия, Чехия, Польша: организация системы здравоохранения в данных постсоциалистических странах чрезвычайно схожая с РК. |
3 |
Какова была причина провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 гг.?
|
Основной причиной провала реформы медицинского страхования образца 1996-98 гг. стал недостаточный уровень сбора доходов. Выполнение Фондом медицинского страхования своих обязательств стало невозможным по следующим причинам: - экономический кризис – многие предприятия не могли выплачивать страховые взносы из-за больших долгов, существовала система натуральный оплаты за страховые платежи; - частные предприниматели и самозанятые не отчисляли взносы (около четверти населения); - рост безработицы увеличивал нагрузку на местные бюджеты, которые были не в состоянии обеспечить должный уровень взносов за неактивное население; - образовалась задолженность фонда перед медицинскими организациями; - в адрес фонда были выдвинуты обвинения в коррупции и растрате собранных средств; - оплата за медицинские услуги проводилась в регионах по различной методике и тарифам.
|
4 |
Был ли учтен опыт провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 гг.? |
ФСМС – вводится на подготовленную почву: - внедрена ЕНСЗ; - был создан единый плательщик за медицинские услуги в лице КОМУ; - оплата производится по единому тарифу за оказанные услуги; - обеспечен свободный выбор медицинской организаций и врача; - достигнут принцип «деньги идут за пациентом»; - обеспечена доступность медицинской помощи населению, особенно сельскому, в получении высокотехнологической медицинской помощи; - внедрены рыночные механизмы в здравоохранении; - изучен опыт других стран в вопросах внедрения СМС. |
5 |
Как будет обеспечена финансовая устойчивость фонда, чтобы не повторять ошибки ФОМС 90-х годов? |
Механизмами обеспечения финансовой устойчивости системы СМС станут: - некоммерческий характер деятельности ФСМС; - целевой характер отчислений и взносов и их безвозвратность; - обеспечение полноты поступлений активов ФСМС; - оценка финансовой деятельности ФСМС; - аудит и отчетность; - раздельный учет по собственным средствам ФСМС, а также его активам (взносы, пени, инвестиционный доход); - исключительное использование активов ФСМС для оплаты услуг поставщиков медицинских услуг, а также для размещения их в определенные финансовые инструменты; - прозрачная инвестиционная политика, основанная на размещении активов исключительно в финансовые инструменты, определенные Правительством, и управляемая Национальным Банком Республики Казахстан; - запрет на обращение взыскания на активы ФСМС со стороны каких-либо лиц; - формирование обязательств строго в соответствии с доходами ФСМС, основанными на результатах актуарного анализа ожидаемых затрат; - формирование резервов для покрытия непредвиденных расходов. |
6 |
Будет ли обеспечен общественный контроль за деятельностью ФСМС? |
Объединенная комиссия по качеству (ОКК) станет диалоговой согласительной площадкой между МЗСР, ФСМС, представителями общественности. Общественный контроль будет осуществляться через обязательное введение в состав ОКК представителей ассоциаций врачей и пациентов, и прочих НПО. |
7 |
Кто осуществляет инвестиции активов фонда? Какой планируется инвестиционный доход? |
Инвестиционная политика и управление инвестиционным доходом будет осуществляться Фондом самостоятельно. При этом финансовые инструменты для инвестирования временно свободных денег фонда утверждены постановлением Правительства РК. Инвестирование будет осуществляться на основе договора доверительного управления с Национальным банком Республики Казахстан. |
8 |
Как будет распределяться инвестиционный доход? |
Инвестиционный доход будет направляться исключительно для оплаты за оказанную медицинскую помощь в системе ОСМС и в размере не более 1% на комиссионное вознаграждение для осуществления деятельности Фонда. |
9 |
При нестабильной экономике страны существуют ли сценарии формирования Фонда в случае снижения ВВП страны, в частности, на фоне снижения доходов работодателей и снижения фондов оплаты труда, при росте безработицы? |
Снижения ВВП страны не предвидится, речь скорее идет о замедлении темпа его роста. Возможности компенсации подобных макроэкономических колебаний в данный момент прорабатываются по нескольким направлениям: - формирование резервов Фонда; - при укреплении экономической стабильности основное поступление будет от работодателей, при снижении экономической ситуации поступления ожидаются от государства; - инструменты макроэкономического сглаживания через фиксацию обязательств государства от среднемесячной заработной платы за два года, предшествующих текущему финансовому году (в периоды кризиса это обеспечит более высокий уровень взносов в бюджет); - комплексные мероприятия государства по обеспечению занятости населения, легализации доходов, информирование населения и др. |
10 |
Кто будет руководить Фондом? Какие специалисты будут работать? |
Законом «Об ОСМС» устанавливается ряд требований к руководящему составу ФСМС, способствующих назначению лишь достойных доверия кандидатов. К управлению Фондом будут привлечены наиболее квалифицированные эксперты в области здравоохранения и других областях. В связи с высокими рисками, которыми сопровождается этап становления обязательного медицинского страхования, необходим высокий кадровый потенциал ФСМС. Предполагается привлечение иностранных специалистов к управлению и выполнению основных стратегических функций. |
11 |
Как будет осуществляться контроль за распределением средств ФСМС? Будет ли информационная система? Будут ли прозрачны для населения затраты фонда? |
На сегодняшний день, в новой модели предусмотрены как макроэкономические инструменты балансирования и обеспечения устойчивости Фонда, так и прозрачная система сбора и распределения средств. На начальном этапе, наряду со стандартными требованиями по публикации финансовой отчетности, будут разработаны механизмы повышения прозрачности деятельности Фонда, которые на данный момент находятся в процессе разработки. Информационная система будет модернизирована на базе имеющейся, дополнена новыми модулями, обеспечивающими детальный учет и прозрачность как следствие. Транспарентность – один из основных принципов ОСМС. Аккумулирование средств, процесс заключения договоров, утверждения тарифов планируется осуществлять с участием общественных организаций, НПП и др. |
12 |
Позволит ли внедрение ОСМС сократить расходы государственного бюджета (республиканского и местного)? Если да, то на сколько, и куда планируется направить высвобожденные средства?
|
Размеры расходов на здравоохранение в РК очень низки: на уровне 3,5% от ВВП по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП). В этой связи, вопрос о снижении расходов на здравоохранение скорее следует заменить вопросом о росте качества медицинских услуг, сообразном росту расходов. Снижение расходов бюджета заключается в фиксировании взноса государства за отдельные категории граждан при постоянно растущих расходах на здравоохранение в целом, связанных с ростом численности населения, старением населения, ростом неинфекционных заболеваний и др. Вопрос о перераспределении высвобожденных средств находится в компетенции Министерства национальной экономики и Министерства финансов. |
13 |
Как изменится общий объем и структура затрат государства и граждан на расходы здравоохранения в результате внедрения ОСМС? |
Общие расходы на здравоохранение в % от ВВП с введением ОСМС возрастут. Частные расходы граждан будут снижены. Обычно этот показатель исчисляется в % от общих расходов на здравоохранение. В РК на сегодняшний день это свыше 35%, в то время как в странах ОЭСР – на уровне 20%. Такой значительный разрыв повышает рост катастрофических расходов домохозяйств на здравоохранение, ведущих к обнищанию. Однако, с введением ОСМС и развитием страховой культуры, прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении будет значительно повышена, что повысит требовательность участников к системе. Таким образом, неформальные платежи, так называемые «благодарности» врачам, расходы на медицинскую помощь из собственного кармана станут неактуальны. |
14 |
Сегодня налоговые и пенсионные отчисления составляют около 20% от заработной платы. Теперь и на здравоохранение будут отчисления? |
Да. Следует понимать, что дополнительное финансирование здравоохранения необходимо в условиях низкого уровня финансирования отрасли. Кроме того, эти средства будут направлены на конкретные меры – увеличение числа ВОП, расширение оказания высокотехнологичных услуг, амбулаторного лекарственного обеспечения, повышения качества медицинских услуг и др. |
15 |
Смогут ли казахстанские компании платить за своих работников отчисления в ФСМС? Не приведет ли это к негативным экономическим последствиям? |
Как предусмотрено Законом «О ОСМС» отчисления начнутся в 2017 году и будут повышаться постепенно. Это позволит компаниям «привыкнуть к новому налогу». Кроме того, реализован комплекс мер по снижению налогового бремени - отнесение отчислений на ОСМС на вычеты по ИПН и КПН и ограничение размера налогооблагаемой базы на уровне 15 МЗП. Также в итоге, сами компании получат более здоровых сотрудников. |
16 |
Кто будет освобожден от уплаты взносов? Если эти граждане одновременно работают (матери, находящиеся в отпуске по уходу, пенсионеры, студенты, инвалиды и др), то как будут исчисляться взносы? |
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» следующие граждане освобождаются от уплаты взносов в фонд: 1) дети; 2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмісалқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени; 3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны; 4) инвалиды; 5) лица, зарегистрированные в качестве безработных; 6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях; 7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры; 8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет; 9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет; 10) пенсионеры; 11) военнослужащие; 12) сотрудники специальных государственных органов; 13) сотрудники правоохранительных органов; 14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности); 15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. При этом за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, сотрудников правоохранительных органов государство не будет перечислять взносы: эти категории граждан будут продолжать получать обслуживание в учреждениях ведомственной сети. В соответствии с п.3 статьи 27 Закона от уплаты отчислений освобождаются работодатели за граждан, указанных выше. |
17 |
Как будут оплачивать взносы индивидуальные предприниматели, лица работающие по патенту, работники крестьянских хозяйств, торговцы на рынках? |
Исчисление и уплата взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов будут осуществляться ими самостоятельно путем прямого зачисления средств через Государственную корпорацию на счет фонда: 1) индивидуальными предпринимателями, применяющими общеустановленный режим налогообложения – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов; 2) индивидуальными предпринимателями в свою пользу – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным; 3) крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговымзаконодательством Республики Казахстан (10 апреля и 10 ноября года); 4) индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента. |
18 |
Как будет рассчитываться индивидуальный подоходный налог для плательщиков взносов и корпоративный подоходный налог для работодателей? Как измениться налогооблагаемая база? |
Отчисления на ОСМС будут отнесены на вычеты по ИПН и КПН, таким образом, налогооблагаемая база будет уменьшена на сумму отчислений и взносов соответственно. |
19 |
Какая мотивация для работодателей в условиях ОСМС? |
Здоровье работников, соответственно высокая производительность труда. |
20 |
Будет ли изменяться объем взносов в зависимости от вредных привычек граждан? В чем солидарность населения? |
Объем взносов не будет изменяться. Солидарность в непосредственном участии в финансировании отрасли |
21 |
Так как отчисления и взносы станут дополнительным бременем для работодателей, индивидуальных предпринимателей и работников, предприятия будут скрывать реальные заработные платы и платить минимальную заработную плату, для снижения социальных выплат. |
Фонд будет сталкиваться со многими рисками - снижение экономической активности в стране, сокрытие доходов и заработных плат, риски перепотребления медицинских услуг и другие. В этой связи, в стране будут приняты комплексные меры по регулированию этих процессов. Касательно скрытых реальных заработных платах («серых» зарплатах) и выдачу остальной части в конвертах, в нашей стране такая практика носит массовый характер, работодателями разработано множество схем так называемой оптимизации. С этой ситуацией активно борются налоговые органы, которые могут обратить внимание на организацию, если: 1) заработная плата сотрудников ниже прожиточного минимума по региону, ниже среднерыночного уровня (по конкретному региону), ниже среднеотраслевой заработной платы; 2) уровень заработной платы руководства по официальным документам ниже заработка рядовых сотрудников; 3) при поступлении информации о выплатах заработной платы «в конвертах» (например, анонимный звонок); 4) при более низком уровне заработной платы у сотрудника на новом месте работы в сравнении со старым (по данным справок ГЦВП), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях; 5) при предоставлении в банк справки для получения кредита, где фигурирует большая сумма заработной платы, чем в реальном отчете по конкретной организации. Если у налогового органа появились доказательства выплаты зарплат в «конвертах», они не оставят это без внимания. У налоговой инспекции возникнет вопрос, с каких доходов компания выплачивает заработную плату в «конвертах». Также, для организации возможны следующие последствия применения «серых» заработных плат: 1) полные выездные проверки таких ведомств, как налоговая инспекция, ДВД, прокуратура и другие, в ходе которых будут выявлены многочисленные ошибки, касающиеся не только заработной платы; 2) начисление налогов к уплате, которые организация будет обязана заплатить (расчет производится на основании имеющейся в налоговой инспекции информации о налогоплательщике); 3) начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов. А также привлечение лиц совершившие преступление по уклонению от уплаты налогов к административной и даже к уголовной ответственности. Кроме того, каждый гражданин должен заботиться о своих доходах, так как размер официального дохода прямо пропорционален его пенсионным накоплениям. |
22 |
Как будут обстоять дела с гражданами без медицинской страховки, которые вынуждены работать без договора за очень небольшие заработные платы (25000тг в месяц)?! Работодатели не заключают договор, чтобы не платить лишних налогов. |
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон) участие в системе обязательного социального медицинского страхования является обязательным для всех граждан РК. Граждане должны зарегистрироваться в качестве безработного и получить место работы, по которому работодатель будет перечислять отчисления за Вас. За время нахождения в статусе безработного взносы будут уплачиваться государством на обязательное медицинское страхование. Кроме того, государством разрабатываются меры в сфере налогообложения (включая социальные платежи), которые позволят легализовать доходы и расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Граждане страны должны принять активное участие в реализации указанных мер, так как они непосредственно определяют их социальную обеспеченность, включая медицинское страхование. Граждане, не имеющие доходов и не осуществляющие взносы в систему обязательного социального медицинского страхования, будут обеспечены медицинской помощью при социально-значимых заболеваниях, экстренной медицинской помощью, амбулаторно-поликлинической помощью до 2020 года и профилактическими прививками. |
23 |
Как в связи с внедрением ОСМС будет функционировать добровольное медицинское страхование? |
Добровольное медицинское страхование (ДМС), позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, не предусматриваемые системой ОСМС. Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках и на условиях (сервисные услуги, отсутствие листов ожидания, услуги, не входящие в ОСМС – стоматология и др.) за счет страховой компании. Оформляя ДМС, гражданин сам выбирает объем услуг, включенных в полис добровольного страхования. |
24 |
Как будет проходить выбор поставщиков медицинских услуг в условиях ОСМС? Все ли клиники будут участниками ОСМС?
|
Выбор поставщика станет более прозрачным и двухэтапным. Критерии выбора поставщика будут едиными. Преимущественным правом при закупе услуг по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС будут обладать субъекты здравоохранения: прошедшие аккредитацию в области здравоохранения, а также имеющие опыт предоставления соответствующей медицинской помощи непрерывно в течение трех лет. Ограничений медицинским организациям в участии нет. |
25 |
Сколько сейчас частных медицинских организаций предоставляют стационарные и амбулаторные услуги в рамках ГОБМП? Как изменится данная картина при внедрении ОСМС в денежном выражении? |
На 2016 год из средств республиканского бюджета заключены договора с 246 медицинскими организациями частной формы собственности. Полагаем, что с внедрением ОСМС в оказании медицинских услуг примет участие большее количество частных медицинских организаций. На данный момент сложно оценить какая картина сложится в денежном выражении.
|
26 |
Что такое стратегический закуп услуг? |
Стратегический закуп – закуп четкого перечня услуг определенного качества. |
27 |
Улучшится ли качество медицинской помощи с внедрением ОСМС? |
Качество медицинских услуг с введением ОСМС однозначно повысится. Для этого будет реализован комплекс мер: - создана Объединенная комиссия по качеству; - перераспределение функций в сфере управления качеством, включая расширение привлечения НПО; - усиление функции экспертизы оказанных услуг со стороны Фонда; - обеспечение условий для дальнейшего развития конкуренции среди поставщиков медицинских услуг, что естественным образом приведет к повышению качества; - включение индикаторов качества в договора между Фондом и поставщиками медицинских услуг и их увязка с уровнем финансирования и т.д. |
28 |
Какая будет польза медицинским работникам при внедрении ОСМС? Увеличится ли заработная плата? |
ОСМС реализуется с комплексом сопутствующих мер, как приватизация части поставщиков медицинских услуг и переход других поставщиков в форму собственности, предоставляющую большую степень автономности. Все эти меры помогут расширить возможности по гибкому управлению средствами в медицинских организациях, в том числе и уровнем заработных плат. Также в условиях ОСМС будет усилена конкуренция за пациента, что является мотивацией к повышению уровня заработной платы и улучшению условий труда. Внедрение ОСМС предполагает поэтапное снижение нагрузки на врачей общей практики от 2000 человек на 1 участок до 1500 человек на участок, поэтапное увеличение заработных плат медицинских работников по сравнению со средней заработной платой в экономике |
29 |
Как будет обеспечено повышение заработной платы работникам ПМСП в условиях ОСМС? За счет каких источников? |
Заработная плата работников ПМСП будет повышаться поэтапно за счет расширенных по сравнению с текущим финансированием доходов ФСМС. |
30 |
Поможет ли внедрение ОСМС решить кадровую проблему? |
Безусловно. Прежде всего, следует отметить, что на уровне стационара проблема обеспеченности кадрами в РК обратная: в расчете на душу населения в этом секторе у нас избыточное количество врачей. Иначе дело обстоит в поликлиниках: проблема очередей действительно существует. Поэтому на уровне ПМСП обеспеченность населения ВОП будет повышена радикальным образом до стандартов стран ОЭСР: с 2000 прикрепленного населения на 1 врача до 1500 населения на 1 врача. Это увеличит доступность, снизит очередность, и, таким образом, повлияет и на качество приема, ведь врач сможет уделять больше времени каждому пациенту. |
31 |
Каким образом внедрение ОСМС поможет решить проблему денежных «благодарностей» медицинским работникам? |
С введением страхования и развитием страховой культуры, прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении будет значительно повышена, что повысит требовательность участников к системе. Поэтапно будет повышаться заработная плата медицинских работников. Таким образом, неформальные платежи, так называемые «благодарности» врачам, расходы на медицинскую помощь из собственного кармана станут неактуальны. |
32 |
На данный момент многие государственные медицинские организации активно занимаются бизнесом: большинство медицинских услуг оказывают на платной основе, особенно стационары. Хотя данные услуги входят в перечень ГОБМП, отсутствует контроль, население платит, государство наоборот стимулирует платные доходы в государственных предприятиях. Как изменится ситуация при внедрении ОСМС? |
Услуги в рамках ГОБМП и ОСМС не должны предоставляться на платной основе, как сейчас, так и с введением ОСМС. Все необходимое гарантировано и будет обеспечено. Спрос рождает предложение. Когда граждане будут видеть, что платят взносы конкретно на медицинское страхование, одновременно расширяются спектр и объем медицинских услуг в системе ОСМС, то снизится потребление платных услуг. |
33 |
Как будет обеспечена медицинская помощь безработным, непродуктивно самозанятым и другим категориям экономически неактивного населения страны? Сколько их в стране? |
Численность неформально и непродуктивно самозанятых граждан, не осуществляющих налоговые платежи, на сегодня составляет около 2,5 млн. человек. Ограничения для намеренных неплательщиков коснутся лишь плановой помощи, то есть при состояниях, не угрожающих жизни и здоровью человека. В то же время, данной категории населения будут предоставлены альтернативные возможности получения полноценного доступа к медицинской помощи: регистрация в качестве безработного – тогда взнос в ФСМС заплатит государство, либо легализация своей деятельности и уплата налогов в общий Фонд. |
34 |
Как будет обеспечена медицинская помощь иностранцам, работающим в РК, трудовым мигрантам? |
Согласно п.2 ст.2 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Трудовым мигрантам медицинская помощь в рамках межгосударственных соглашений. Если такие соглашения отсутствуют, то трудовые мигранты получат медицинскую помощь в рамках ДМС и при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих на бесплатной основе. |
35 |
Какие услуги входят конкретно в пакет ОСМС? Что изменится? |
Действующий объем – ГОБМП – не будет сужен ни в коей мере, за исключением ограничения доступа к плановой медицинской помощи для неплательщиков налогов в общий Фонд. Изменится лишь принадлежность услуг – к ГОБМП или к страховому пакету. В соответствии со статьей 7 Закона «Об ОСМС» в страховой пакет входят плановая стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, включая амбулаторное лекарственное обеспечение, высокотехнологичные услуги При этом, по мере роста доходов ФСМС будет повышаться доступность медицинской помощи, например, с увеличением обеспеченности ВОП: с 1 ВОП на 2000 населения до 1 ВОП на 1500 населения. Пакет АЛО (перечни ЛС и нозологий) будет поэтапно расширяться. Эти преобразования приведут к фактическому расширению пакета доступной помощи. |
36 |
Как будет оказываться скорая и экстренная медицинская помощь? Как будет разграничена экстренная медицинская помощь от плановой стационарной? |
Неотложная и экстренная помощь будут предоставляться всем гражданам и оралманам без исключения. В соответствии с Законом, будет выработан перечень экстренных состояний по клиническим признакам и параметрам. В настоящее время находится на этапе разработки. |
37 |
Как происходит идентификация пострадавших в экстренных случаях? |
Поскольку экстренная помощь доступна всем вопрос о срочной идентификации не стоит |
38 |
Не будет ли отказов от оказания медицинской помощи при отсутствии страховки? |
Только при плановой стационарной помощи для неплательщиков взносов |
39 |
Необходимо ли будет иметь страховку (карточку) при себе постоянно или достаточно удостоверения личности? |
Достаточно удостоверения личности |
40 |
Как будет обеспечено право свободного выбора медицинской организации пациентом? |
Действующий механизм свободного выбора медицинской организации сохранится.
|
41 |
Можно ли выбрать частную клинику и как будет осуществляться оплата в этом случае? |
Можно выбрать частную клинику – если она имеет договор с ФСМС. Оплата частной клинике будет осуществляться по утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РК тарифам и порядку оплаты медицинских услуг. |
42 |
При обращении пациента в частную медицинскую организацию для получения услуг в рамках ГОБМП и ОСМС не будет ли ему отказано? Может ли частная медицинская организация требовать сооплату за услуги оказанные в рамках ГОБМП и ОСМС? Есть ли лимит сооплаты? |
При обращении в частную клинику гражданину необходимо знать: есть ли у этой клиники договор с ФСМС на оказание необходимой медицинской услуги? При наличии договора с ФСМС клиника не вправе требовать сооплату за услуги, входящие в пакет ОСМС и ГОБМП. |
43 |
Сейчас очень много частных лабораторных центров, оказывающих платные услуги. Будут ли они покрываться страховкой? |
Зависит от их желания работать в системе ОСМС. Лабораторные услуги, как часть медицинской помощи будут покрываться в системе ОСМС. |
44 |
Как будет контролироваться вопрос фиктивной госпитализации по экстренным показаниям не застрахованных лиц? Не вызовет ли внедрение ОСМС роста коррупции путем требования оплаты с самих граждан? |
Оплата из кармана, напротив, потеряет актуальность. Неплательщики налогов, не желающие встать на учет по безработице или начать платить налоги, будут вынуждены оплатить плановую помощь. Это как раз-таки выведет на свет теневые платежи. Контроль экстренности будет осуществляться по экспертизе и на основании разработанного перечня экстренных состояний.
|
45 |
Какие ожидаются результаты после внедрения ОСМС? |
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Доступность качественной медицинской помощи Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения Снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Универсальный/всеобщий охват медицинской помощью Солидарная ответственность граждан Финансово-устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления Совершенствование рыночных механизмов здравоохранения Стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения (дополнительные рабочие места и технологии) Повышение эффективности использования финансовых ресурсов Подотчетность перед обществом по использованию ресурсов ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ Стабильность финансирования в соответствии с эффективностью деятельности Стимуляция к внедрению новых корпоративных методов управления и менеджмента Совершенствование системы оплаты труда: возможность получать конкурентоспособную заработную плату Внедрение новых медицинских технологий. Ориентированность на конечный результат Своевременное обновление основных средств |
46 |
Почему один Фонд, а не несколько? |
Преимущества модели единого закупщика: - Обеспечение солидарности при перераспределении ресурсов от менее нуждающихся к более нуждающимся; - Единый пакет медпомощи и равенство в доступе к нему для каждого жителя страны; - Аккумулирование всех страховых рисков в одном фонде; - Единые правила распределения средств по регионам и закупа медицинской помощи у поставщиков; - Мощность переговоров в ходе стратегических закупок и возможность влияния на повышение эффективности системы здравоохранения; - Сохранение государственной монополии как эффективного инструмента воплощения национальной политики здравоохранения; - Более высокая эффективность (низкие административные расходы). |